В публичных заявлениях Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры недавно предупредило о реальной угрозе водного кризиса в ряде регионов Украины. Глава агентства Сергей Сухомлин заявил, что по международным исследованиям Украина занимает 23-24-е место в мире и находится на последнем в Европе по обеспеченности водой. Особенно критическая ситуация на юге — в Одесской области, где значительная часть водоснабжения зависит от трансграничных рек и истощенных подземных источников.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эту информацию Олега Попенко, председателя Союза потребителей коммунальных услуг:
— Перспектива почасовых графиков подачи воды — абсолютно актуальна. Она не какая-то мифическая, она реальна. И это не только в этом году — такая ситуация уже была раньше. Например, в Полтаве месяц воды вообще не было, ее подавали по графику. В Ровно обсуждали аналогичное в начале года. В 2023-м в Житомире подавали воду почасово в течение 2-4 недель из-за аварии в коллекторе, даже после капремонта.
Поэтому реалии таковы: состояние водоканалов, водопроводных сетей и канализационной системы в Украине крайне плохое. И хотя Сухомлин говорит за преимущественно южные регионы — Херсон и Николаев — проблемы там существовали и до полномасштабного вторжения, а тем более сейчас — никто ими не занимался системно.
Я не вижу быстрого решения проблемы, что за 2-3 месяца мы с 24-го места в Европе попадем в первую десятку. Для комплексного обновления водоканалов нужны миллиарды долларов — по оценкам профильной ассоциации, около 15 млрд долл. Эти средства необходимы на капитальные ремонты, восстановление сетей, внедрение автоматических систем контроля и менеджмента энергопотребления. Но существует еще одна проблема — стоимость электроэнергии на рынке, которая существенно бьет по работе коммунальных предприятий.
— Вчера также прозвучало, что после завершения войны тарифы на коммунальные услуги могут вырасти в 2-3 раза. Вы говорите, что сейчас электроэнергия дорогая — а что будет дальше?
— Нет, немножко другое. Водоканалы покупают электроэнергию на рынке, где в прошлом году ее цена выросла на 70%. Представьте: водоканалы вынуждены искать средства, чтобы компенсировать это. До 40 % себестоимости — именно электроэнергия. И этот вопрос до сих пор не решен.
— То есть, если электроэнергия дорожает, это будет отображаться в платежках — тариф надо поднимать?
— Нет, я не говорю, что надо поднимать тарифы, потому что население пока не имеет платежеспособности. Любое повышение приведет к росту задолженности. Надо искать компенсационные механизмы, чтобы покрывать стоимость электроэнергии. Например, в Великобритании для водоканалов используют следующие подходы:
-
национализация (передача водоканалов в государственную собственность);
-
налоговые льготы или другие формы поддержки.
К сожалению, в Украине ни один из этих вариантов сейчас не рассматривается — есть только единственный выход: повышение тарифов. Хотя с 2014-го тарифы уже выросли в 11 раз, технические проблемы и модернизация водоканалов так и не решены.
У нас нет государственной, продуманной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая позволила бы решить эти сложнейшие вопросы.